.:ВЕСТНИК СВНЦ ДВО РАН - 2009, №2, C. 100-107:.
УДК 627.2(571.65) (09)
Портовое строительство на севере Дальнего Востока СССР (1920–1940-е гг.)
© 2009  А. Ф. Поздняков
Северо-Восточный государственный университет, г. Магадан
E-mail: 
Важным элементом инфраструктуры морского транспорта являются порты, выполняющие ряд специфических функций в общем процессе перемещения грузов и пассажиров (судоходство). Морской порт – это сложное, технически оснащенное хозяйство. Он имеет территорию и акваторию со специальными постройками и оборудованием. Главные из них – оградительные сооружения для защиты судов от ветра и волн, причалы, погрузо-разгрузочные машины, бункеровочная база и пр. В настоящее время на протяжении 5,6 тыс. миль побережья Дальнего Востока расположены 22 морских торговых и 10 рыбных портов. Через них проходит более 95% всех грузопотоков Дальневосточного региона. По этой причине порты занимают одно из ключевых мест в экономике региона и страны в целом. Портовое строительство 1920–1940-х гг. являлось одним из важнейших звеньев в формировании экономического пространства Северо-Востока СССР. При разрешении вопросов о его заселении и культурно-хозяйственном подъеме на первом месте было обеспечение удобных сообщений этой далекой окраины со стоящими на более высокой ступени экономического развития европейской частью Союза и центром Сибири. С начала 1930-х гг. одну из главных ролей в портовом обустройстве морских побережий Северо-Востока играл Дальстрой.
Ключевые слова: бункерные базы, грузопоток, грузооборот, морской порт, морское судоходство, портовое строительство, тоннаж.
Полный текст